Знания и представления церкви обычно исходят из определенных сакральных текстов, освященных Божественным Духом – Библия, Святоотеческая литература (литературные произведения Отцов церкви – святые). Знания, полученные из толкования Библии, становятся догмами, непререкаемыми истинами, обычно они касаются вопросов ритуальных, символов и т.п. Вопрос о злоупотреблении человеком, скажем, алкоголем относится к разряду тех, мнение о которых может переживать изменения. Что изменилось в представлении церкви об алкоголизме, его причинах, сущности? Что такое пьянство по представлению церкви?
Святоотеческая традиция. У святителя Иоанна Златоуста пьянство определяется как «несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». Но при этом в этой литературе мы не найдем никаких свидетельств об алкоголизме. Литературные произведения Отцов церкви считается проповедью, которая была обращена, прежде всего, к взрослым сознательным людям, способным отвечать за свои поступки. Поэтому в целом представление об этом недуге тех времен можно представить в виде слов Василия Великого: «Пьянство - это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».
Кроме того по представлениям церкви, алкоголизм является причиной многих и других тяжких грехов. Так святитель Антоний Задонский писал о пьянстве следующее: «Оно (пьянство) порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, - словом, делает человека скотом, словесного - бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяницы»
Библия. В то же время, несмотря на то, что святоотеческая традиция считает пьянство бесом, вторгающимся в душу человека, алкоголизм церковная традиция воспринимает и как наследственное заболевание, обусловленное проявлением первородного греха. Того самого, который совершили еще в райском саду Адам и Ева.
Современная теология. В понятие первородного греха церковь склонна включать и, так сказать, грех родительский, отягченного социально-этническими особенностями. Другими словами пьянство воспринимается как грех общественный, всего народа сразу. Более того по представлениям большей части церковных иерархов алкоголизм как хроническое заболевание обуславливается не столько этносоциальной средой, сколько является производной родительского греха и личной страстности натуры. Так митрополит Антоний Храповицкий считает, что «алкоголизм - есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве…»
Таким образом, сегодня церковь в одном случае рассматривает алкоголизм как генетико-душевное заболевание, отягощенное этносоциальными причинами, но это и не отменяет, как считают церковные люди и пьянства порожденного причинами личностного характера.
Снятие похмелья на дому 20/12/2023 |
Ночью дешевле 31/10/2023 |
Главное - довериться! 23/08/2023 |
Бесплатная реабилитация 20/02/2023 |