28/06/2016 - Катренко Олег Николаевич
В Советском союзе, начиная с его существования до периода распада, проходило несколько антиалкогольных кампаний. В разные годы существования советской власти правительство пыталось, где кнутом, где пряником бороться за трезвость своих граждан. Антиалкогольные кампании в СССР можно условно разделить по тем годам, когда они проводились.
Кампания первых годов в советской власти 1918-1924 год. Первая антиалкогольная кампания советской власти проходила под лозунгами избавления от пьянства как тяжелого наследия царского режима. Уже в 1917 году Петроградский реввоенсовет издал приказ, запрещающий до особого разрешения производство алкоголя и прочих алкогольных напитков, что в свою очередь вызвало огромный всплеск производство самогона. В связи с неудачной борьбой с самогоноварением и началом новой экономической политики в стране в 1923 году было принято решение о возобновлении производства и торговли спиртными напитками.
Следующая кампания пришлась на период индустриализации страны начала 30-х годов. Во времена НЭПа в стране открылась огромное количество пивных лавок и злачных мест. Пьянство трудящихся очень сильно мешало развитию СССР как индустриальной державы. И поэтому по инициативе трудящихся, которая воплотилась в соответствующие постановления пивные стали переоборудоваться в столовые и чайные. Было организовано издание журнала трезвости и культуры.
Следующая официальная антиалкогольная кампания руководства СССР приходилась на период 1958-1964 годов. В этот период был принят ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров о запрещении продажи водки на предприятиях торговли и общественного питания, которые располагались на вокзалах, аэропортах, ограничивалась продажа алкоголя в непосредственной близости от учебных учреждений, больниц, мест массовых гуляний.
70-80-е года. Кампания началась в 1972 году постановлением № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Этим постановлением были повышены цены на спиртное, прекращено производство водки крепостью больше 56 градусов. Крепкие алкогольные напитки продавались с 11 до 19 часов. В этот же период времени в стране создаются лечебно-трудовые профилактории, куда в принудительном порядке отправляли и лечили людей, страдающих алкогольной зависимостью. Данная кампания в стране проходила под лозунгом «Пьянству - бой».
Особо хотелось остановиться на последней кампании 1985 года во времена существования СССР как единого государства. Этот период в стране называется перестройкой, и компания началась через 3 месяца после прихода к власти М.С. Горбачева. Лозунг данной кампании «Трезвость – норма жизни», а в народе получила название «горбачёвской». Инициаторами кампании кроме М.С. Горбачева были члены политбюро М.С. Соломенцев и Е.К. Лигачёв, которые уверенно полагали, что упадок в стране и халатное отношение к труду - все это вина массового алкоголизма советского народа. В стране развернулась невиданная по своему размаху антиалкогольная кампания. Было закрыто большое количество магазинов продававших алкогольную продукцию, спиртоперерабатывающих заводов, вырублены виноградники, алкоголь стал продаваться с 14 до 19 часов. В стране стали появляться частушки: «В шесть утра поет петух, в восемь Пугачева, магазин закрыт до двух, ключ у Горбачева». В это же самое время интенсивно развивалась пропаганда трезвости среди широких слоев населения: вырезались алкогольные сцены из кинофильмов, появились безалкогольные свадьбы, от членов партии стали требовать «добровольного» вступления в общество трезвости. Были запрещены к показу фильмы такие, например как «Ирония судьбы или с легким паром». В свою очередь это вызвало всплеск к самогоноварению, усилило употребление суррогатов. В результате всех этих действий бюджету страны был нанесен огромный многомиллиардный ущерб, и последняя антиалкогольная кампания в СССР закончилась ничем.
Мотивация на лечение 23/12/2023 |
Дизайнерские наркотики 13/12/2023 |
Кодирование по Довженко 04/09/2023 |
Довлатов 07/03/2022 |
А мама все живет 16/10/2017 |