Причины употребления алкоголя

Вернуться ко всем новостям

Причины употребления алкоголя«Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют пития и угощения вином при всяком случае». Именно так охарактеризовал пьянство выдающийся российский психиатр и общественный деятель В.М. Бехтерев (1857-1927 гг.) Сложно не согласится с этим мнением, как только начинаешь рассматривать возможные причины пьянства. Почему человек пьет?

Социальная среда. Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей человека, как, например, потребность в кислороде или пище, и потому, сам по себе алкоголь не имеет побудительной силы для человека. Потребность эта, как и некоторые другие «потребности» человека (например, курение), появляется потому, что общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вторых, «воспроизводит» обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его употреблением. Разумеется, что эти привычки не присущи всем в одинаковой степени. К причинам, порождающим злоупотребление спиртными напитками, относят и усложнение социальной среды человека, и усложнение производства и производственных отношений. Например, активный процесс урбанизации в середине XX столетия стал одним из главных факторов алкоголизации населения. Так в Прибалтике рост числа людей злоупотребляющих алкоголем в 1940 – 1970 – ые гг. совпал с увеличением доли горожан в общей структуре населения. В Латвии с 36 до 68%, в Литве с 37 до 61%.

Мода. Привлекательность. Эта одна из причин, тесно связанная с социальной средой и по преимуществу касается подросткового алкоголизма. Подросток может попасть в дурную компанию и поддаться  ее негативному влиянию. Порой даже взрослому человеку трудно удержать себя в руках, когда в компании все употребляют алкоголь, что тогда говорить о не совсем окрепшей психике подростка. В этом случае пристрастие к алкоголю основывается на воздействии общества и его правилах.

Семейные традиции. В формировании отношения к алкоголю — положительного или отрицательного — одно из ведущих мест занимают обычаи семьи. В силу подражания, в семье так или иначе, воспитывается будущий стереотип отношения к спиртному — «алкогольный стиль жизни». Уже в детском возрасте в психике человека формируются алкогольные установки. Другими словами, чаще всего то, что ребенок видит в детстве, то он и воссоздаст, когда повзрослеет. Таким образом, алкогольные обычаи микросреды порождают алкогольные установки у молодого поколения, которое, вырастая, передает их своим детям, и так образуется порочный круг.

Алкогольные обычаи. Это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение внутри отдельного микроколлектива формы употребления спиртных напитков. Алкогольные обычаи выполняют определенные социальные функции. Они являются средством стабилизации утвердившихся в данной среде отношений и форм употребления алкоголя и осуществляют преемственность этих отношений в жизни новых поколения. Традиции, связанные с употреблением спиртных напитков, складывались повсеместно. Хмельные напитки из винограда, пальмового сока, хлебного сусла умели изготовлять в Древней Греции, Древнем Риме, Египте. Из литературных памятников Древней Руси известно, что наши предки употребляли алкогольные напитки, приготовленные из меда и семян злаковых растений. Алкогольные обычаи широко распространены и сейчас. Употреблением спиртных напитков отмечают какие-либо события в коллективе, семье, посещение гостей. В рамках сложившихся алкогольных обычаев складывается и специфическое отношение к трезвому образу жизни.

Иллюзия. Бег от себя и своих проблем. Другая, не менее важная причина, обусловливающая широкое употребление алкоголя, это манящее свойство алкоголя ослаблять напряжение, создавать иллюзорный мир успеха, благополучия – вот уж точно сказано «пьяному и море по колено». Во время очередного запоя алкоголик убегает от себя, от своих проблем, не понимая, что тем самым они лишь усугубляют ситуацию, к прежним нерешенным проблемам добавляется еще одна – алкоголизм. В состоянии же иллюзии, получаемого от алкоголя человеку начинает казаться, что трудности и житейские невзгоды не имеют такого большого значения, как казалось до этого.

Зависимость физиологическая. Пожалуй, одна из самых не приятных причин алкоголизма. К физиологической зависимости от алкоголя, прежде всего, относится наследственная предрасположенность к алкоголизму. Дети, родители которых зависимы от алкоголя, находятся в так называемой зоне риска. Даже в том случае, если ребенок рос вдали от таких родителей, при первой же возможности у него проявится нездоровое желание выпить. Однако наследственная предрасположенность лишь фон, на основе которого может возникнуть зависимость.

В целом же все перечисленные выше причины можно было бы сгруппировать в три основные группы: физиологические, социальные и психологические. И не важно,  что станет причиной начала – среда, друг, мать, отец, мода, обычай или слабость. Важно другое – как положить этому конец. Потому, что, не смотря на все перечисленные причины алкоголизма, главная причина – это «Я». Я хочу или не хочу. Конечно, сделав выбор человек, может и не избавится от тяги, зависимости к алкоголю, но для этого ведь и существует квалифицированная помощь врачей - наркологов, которые могут помочь с ней справиться и перебороть.

Видеосюжет на тему зачем человек пьет?

Акции и специальные предложения

Бесплатные консультации специалистов. Спецпредложения на лечение в стационаре и на дому. Бесплатная доставка в стационар. Авторские программы реабилитации.

Наша гордость - Наши сотрудники

Специалисты
Клиники

В клинике «Петербургский нарколог» работают высококвалифицированные специалисты: наркологи, психиатры, клинические психологи. Врачи прошли обучение в клиниках Европы и США и имеют большой практический опыт работы.

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста. Копирование любых материалов сайта без письменного разрешения администрации клиники запрещено.
Цены, указанные на сайте носят информационный характер, действительны только для резидентов РФ и не являются публичной офертой.